Психология

Взгляды А. Адлера на общественные отношения

Взгляды А. Адлера на общественные отношения

tdbravis.ru

amon23.ru

Основными принципами, на которых построена система психоанализа общественных отношений Альфреда Адлера являются холизм (целостность), социальный интерес, единство индивидуальности в стиле жизни и ориентация поведения человека на достижение поставленных целей. По его утверждению поведение человека в большей степени определяется целями и ожиданиями, нежели прошлым опытом, а действия каждого индивида получают мотивацию за счет возможности демонстрации превосходства и овладения средой.

Адлером было введено такое понятие, как «комплекс неполноценности», которым он наградил всех детей, поскольку они имеют малые размеры и недостаток возможностей и физических сил. Это чувство неполноценности и было той силой, которая направляла стремления индивидуума к превосходству, что в свою очередь являлось причиной активизации действий и помыслов для реализации целей. На первых местах в теории Адлера стоят такие человеческие качества, как агрессия и борьба за власть. Агрессия здесь понимается как инициатива при преодолении препятствий, но не как стремление к уничтожению. В более поздних трудах Адлера эти два качества рассматриваются как проявление обобщенного мотива – стремления к самосовершенствованию и превосходству. Такая цель способствует побуждению улучшать себя, развитию своих способностей и потенциальности.

Цели превосходства могут быть как позитивными, так и негативными. Для конструктивной и гармонично развитой личности характерны общественные заботы, а также заинтересованность в обеспечении благополучия других. Выражением этих стремлений может быть развитие своих способностей и умений и ориентация их на совершенствование жизни. Люди же проявляющие стремление к личному превосходству характеризуются в системе Адлера как невротические извращенцы, вследствие отсутствия у них социального интереса и наличия сильного «комплекса неполноценности». В результате их целями становится господствование над другими людьми и их унижение. Никаких усилий на пользу обществу они не предпринимают.

Стоит отметить, что самосовершенствование невозможно проводить без вполне определенных жизненных целей. Их определение начинается еще в детстве, причем во многих случаях под воздействием следующих негативных чувств – неполноценности, неуверенности, небезопасности и беспомощности. Так, например, в результате исследований выяснилось, что помочь многим врачам определиться с окончательным выбором профессии помогло желание справиться с чувством небезопасности, в общем, и страхом смерти, в частности. Для невротиков же характерно значительное расхождение, возникающее между сознательными и бессознательными целями. Последние играют защитную роль и основаны на фантазиях о личном превосходстве и самопочитании.

Для каждого человека жизненный стиль является уникальным способом достижения поставленной жизненной цели. Поэтому кажущиеся друг от друга независящими особенности поведения и привычки нельзя рассматривать отдельно, независимо друг от друга, поскольку в контексте целей жизни индивида они приобретают единство. Из чего следует взаимозависимость проблем психологического и эмоционального характера.

По теории Адлера наиболее гармоничное развитие личности получается при активном, ориентированном на творчество и социальную полезность характере. При этом важнейшим аспектом общественных отношений является совершенствование кооперативного поведения. Адлер полагал, что преодоление нашей действительной неполноценности или чувства неполноценности возможно лишь посредством сотрудничества людей друг с другом. Поэтому основными чертами, присущими здоровому индивиду является комбинация из конструктивного стремления к совершенству, сильного общественного чувства и кооперации.

Источник - психологиясоветы.рф